Правила 2015 года на английском языке тут.

   ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
в классе «Воздушный бой» радиоуправляемых
моделей-копий Первой мировой войны ACESWW1
(приняты 28.12.2015 года).

 

 1. Воздушный бой радиоуправляемых моделей-копий.

 1.1. О соревнованиях.

 Соревнования радиоуправляемых моделей разработаны для воссоздания боев Первой Мировой Войны в исторической перспективе в интересном, безопасном, копийном соревновании, которое будет интересно для зрителей и увлекательно для участников.

 1.2. Общие правила.

 Все нормы FAI, охватывающие полёты на радиоуправляемых моделях, сами модели и их оборудование, должны применяться всегда, за исключением случаев, отмеченных в этих правилах. Спортсмен ответственен за лётные качества моделей, используемых в соревнованиях. Судейская бригада и главный судья отвечают за контроль частот в течение соревнований.

 1.3. Безопасность.

 Вопросы безопасности всегда имеют высший приоритет. Любое действие спортсмена, расцениваемое главным судьёй или судейской бригадой как опасное, является причиной для немедленной дисквалификации спортсмена с соревнований. Любой спортсмен, неизвестный судейской бригаде, может быть обязан выполнить испытательный полёт, чтобы доказать, что он способен пилотировать модели боевых самолётов масштаба 1/8.

 

 2. Площадка для проведения соревнований.

 2.1. Общая схема.

 На рисунке показана типичная схема аэродрома для проведения соревнований. Линия безопасности необходима, чтобы полёты моделей происходили на безопасном расстоянии от линии пилотов. Когда это возможно, организаторы должны стремиться обеспечить максимальное расстояние между зоной полётов и зрителями. Рекомендуемые расстояния можно увидеть на рисунке 1:

 

 Рисунок 1

 2.2.1. Полётная зона.

 Полётная зона всегда располагается перед линией безопасности. Любая модель, приземлившаяся за пределами посадочной зоны во время боя или полёта других моделей, не может быть подобрана.

 2.2.2. Зона посадки.

 Зона посадки должна быть ясно обозначена организаторами. Только модели, совершившие посадку в посадочной зоне, могут быть подобраны и запущены снова во время боя. (См. п. 4.6 Повторный запуск)

 2.2.3. Линия безопасности.

 Линия безопасности расположена параллельно линии пилотов и на расстоянии 5-10 метров впереди неё. Моделям в полёте запрещается пересекать эту линию. Пилот, чья модель пересекла эту линию, подвергается штрафу и дисквалификации. Это правило действует с момента официального открытия и до момента официального закрытия соревнований. Это правило относится ко всем без исключения полетам, независимо от причин.   Линия безопасности может быть различна для взлета и приземления. При этом запрещаются полеты над пилотами и зрителями в любое время.

 2.3. Стартовые позиции и зона  подготовки.

 Стартовые площадки должны располагаться с промежутками 3-5 метров между пилотами. Линия готовности должна быть расположена параллельно линии пилотов на расстоянии 10 метров от неё. Все пилоты и механики должны находиться за этой линией перед началом боя. При ограниченных размерах поля допускается использовать линию безопасности как линию готовности (смотри рис. 1).

 2.4. Зрители.

 Зрители должны быть расположены на безопасном расстоянии (по крайней мере, 40-60 метров) от линии безопасности, или защищены специальными защитными устройствами, например, сеткой. Пространство, защищённое сетью, равно высоте сети. Это означает, что при высоте сетки  3 метра, зона безопасности равна трем метрам от сетки.   Причём первый метр от сети считается небезопасным. Все остальные зоны в пределах 60 метров от линии безопасности должны быть ограждены от людей, не носящих каски.

 2.5. Первая медицинская помощь.

 На площадке для проведения соревнований должно быть отмечено место оказания  первой медицинской помощи. В этом месте должны находиться принадлежности,  необходимые для оказания первой медицинской помощи.

 3. Оборудование.

 3.1. Модель.

 3.1.1. Модель.

 Модель должна быть копией или полукопией боевого самолёта, принимавшего участие в WW1 в период с августа 1914 по ноябрь 1918 года. Двигатель прототипа должен иметь взлетную мощность не менее 60 л.с. Масштаб 1/8, длина фюзеляжа и размах крыльев могут иметь отклонения от масштаба не более чем на 5% в большую или меньшую сторону. Другие размеры не могут отклоняться более чем на 2 см от масштабного размера. Длина фюзеляжа измеряется от переднего до заднего края фюзеляжа или тыльной стороны пропеллера (или пропеллеров, если их несколько).

 3.1.2.1. Крыло.

 Толщина крыла должна составлять 10 % или больше, измеренная в самом толстом месте хорды. Исключение: Оригинальные вогнутые профили могут иметь оригинальную толщину.

 3.1.2.2. Биплан.

 Модель, имеющая более одного крыла (биплан, триплан) получает дополнительно 50 очков.

 3.1.2.3. Структура крыла.

 Предпочтительно использовать крылья деревянной конструкции. Если передняя кромка, задняя кромка и нервюры сделаны из дерева, самолет получает 30 дополнительных очков. Крылья из пены могут  использоваться только без какого-либо внешнего защитного покрытия (действительно с 01.01.2017).

 3.1.3. Приспособления для отрубов.

 Не допускаются выступающие элементы на передних кромках крыльев, стабилизатора и киля. Не допускается использование приспособлений, облегчающих отруб ленты.

 3.1.4. Раскраска и маркировка.

 Модель должна выглядеть подобно прототипу, включая раскраску и знаки отличия. Спортсмен должен предоставить опубликованную документацию, включающую 3 разные проекции прототипа, в масштабе не менее 1:72, для подтверждения соответствия размеров модели.

 3.1.4.1. Манекен пилота.

 Если кабина открытая, должен быть манекен пилота. Примечание: Дополнительные очки отменены.

 3.1.4.2. Расчалки и распорки.

 Если у крыла оригинала есть распорки, у модели должны быть они также. Наличие расчалок крыла  на модели оценивается дополнительными 10 очками.

 3.1.4.3. Оружие.

Если на прототипе устанавливалось оружие, оно должно быть и на модели. Примечание: Дополнительные очки отменены.

 3.1.4.4. Изготовитель модели.

 Спортсмен не обязан быть изготовителем модели.

  3.2. Двигатель.

 Все двигатели внутреннего сгорания должны иметь глушитель. Спортсмен должен быть способен выключить двигатель модели в воздухе в любое время, независимо от её положения.

 3.2.1. Очки за двигатель.

 Четырехтактный двигатель наилучший для этого класса моделей и его наличие оценивается дополнительными 20 очками.

 3.3. Объём двигателя.

 На модели может быть использован четырёхтактный двигатель объемом до 0,30 куб. дюймов.  Электрические двигатели должны использоваться согласно п. 3.4.

 3.4. Характеристики двигателя, винт и вес модели.

 Следующая таблица применяется для определения  максимальной производительности двигателя и максимального размера винта.  

 
Макс. обороты
Макс. диаметр винта, если мин. вес модели  менее 1100г
<1100g
Макс. диаметр винта, если мин. вес модели 
более1100г
Макс. шаг в
дюймах
СПВ*
0.30 ДВС
12.000
9
10
4
 
Электродвигатель, пример
12.500
9
10
4
50.000
Электродвигатель, пример
10.000
9
10
5
50.000
Электродвигатель, пример
8.333
9
10
6
50.000

 * СПВ (сумма потока винта)=макс. обороты х шаг винта в дюймах.

 3.4.1. Измерение оборотов.

 Измерение оборотов выполняется в отдельных случаях, на основании решения главного судьи и/или организаторов. Измерение оборотов, если таковые проводятся, должны состояться до тура во время готовности. Обороты измеряется при полной нагрузке и с настройками, используемыми на соревнованиях. Измерительная бригада  должна иметь полный доступ, как к двигателю  модели, так и к передатчику. Участник несёт ответственность за соответствие частоты вращения его двигателя при измерении тахометром судей.

 Это ответственность спортсмена, чтобы гарантировать, что двигатель находится в пределах, используя RPM-метр (ы), используемый судейской бригадой.

 Измерение частоты вращения двигателя может быть проведено на усмотрение организаторов и судей. Любое измерение должно быть проведено до полёта во время подготовительного времени. Обороты двигателя измеряются при полностью открытой заслонке карбюратора и с положением иглы регулировки подачи топлива, используемой в полёте. Судья должен иметь полный доступ к двигателю модели и передатчику.

 3.4.2. Измерение оборотов электродвигателей.

 Участник соревнований отвечает за то, чтобы обороты электродвигателя находились в пределах нормы через 20 секунд после запуска и при использовании тахометра судейской бригадой.

 3.4.3. Воздушные винты.

 Допускается использование только коммерчески доступных в стране проведения соревнований воздушных винтов. «Коммерчески доступен» означает, что винт может быть приобретён в обычном модельном магазине. Все винты должны быть безопасны для использования. Так применение для ДВС винтов, предназначенных для электромоторов недопустимо.

 3.5. Вес модели.

 Минимальный вес составляет 800 г (с пустым топливным баком), максимальный вес перед полетом составляет 1700 г.

 3.6. Лента.

 Лента — это полоса длинной 15 +/–0,5 метров и шириной 7-10 мм. Материал должен быть подходящим для индикации отрубов, в том числе должен выдерживать влажность. Лента маркируется приблизительно на 0,5 метра с обоих концов.

 3.7. Шлем.

 Шлем должен быть надет у любого лица, находящегося перед линией зрителей. Шлем должен закрывать верхнюю часть головы и выдерживать прямое попадание модели.

 3.8. Радиооборудование.

 Радиооборудование каждого участника должно быть проверено перед соревнованиями. Участник несёт ответственность за работоспособность своей радиоаппаратуры.

 3.9. Системы стабилизации полета.

 Любой тип электронных систем стабилизации полета запрещен.

 

4. Соревнования.

 4.1. Структура боя.

 В каждом бою принимают участие от 2 до 6 пилотов, которые соревнуются друг с другом. Туром называется ряд боёв, в которых каждый участник совершает один полёт. По окончании тура состав групп меняется, чтобы каждый участник встретился с наибольшим количеством соперников в течение соревнований. Количество туров определяют организаторы соревнований и прописывают в положении о соревнованиях. Соревнования рекомендуется проводить из трех туров. Также на соревнованиях проводится финал, который проходит после туров. В финал выходят 6 пилотов, набравших наибольшую сумму очков за все туры. Победителем становится пилот, набравший наибольшую сумму очков за туры и финал.

 4.2. Бой состоит из трех частей:

 — подготовительное время;

 — готовность;

 — полетная часть.

 4.2.1. Подготовительное время.

 Продолжительность подготовительного времени определяется судейской бригадой, но  рекомендуется устанавливать 7 минут на небольших соревнованиях. Главный судья дает три свистка и объявляет «Семь минут до готовности». После начала подготовительного времени участники могут осуществлять тренировочные полеты. За 30 секунд до окончания подготовительного времени главный судья дает два свистка и объявляет “30 секунд до готовности”.

 4.2.2. Готовность.

 Команда “Готовность” объявляется главным судьей сразу же после окончания подготовительного времени. Пилоты и помощники должны отойти за линию готовности. Все стартовое оборудование остается на стартовых позициях. Двигатели моделей не должны работать. Продолжительность готовности может варьироваться в зависимости от решения  главного судьи.

 4.2.3. Полетная часть.

 Начинается по команде, подаваемой главным судьёй одним длинным свистком. Пилоты и помощники могут бежать к своим моделям, запускать двигатели.

 4.2.3.1 Взлет.

 Взлет может быть произведен несколькими способами: старт с земли или с руки.  Расположение и направление ветра важно, но  первостепенное значение имеет  безопасность. Пилот, первым запустивший мотор, может первым использовать зону посадки для взлета. После взлета он возвращается на свое стартовое место и взлетает следующий пилот. И так далее.  После того, как пилот покинул зону посадки,  для него включается время. Во время взлета запрещаются атаки лент противников и наземных целей! Если в момент взлёта (первый старт) лента повреждена очки за полёт не начисляются. Пилот должен посадить модель и прикрепить новую ленту.

 4.2.3.2 Бой.

 Бой может начинаться после старта в тот момент, когда самолет  находится за зоной посадки. Когда все самолеты находятся в воздухе,  главный судья дает команду  «Атака наземных целей разрешена» и зона посадки становится свободной для атаки наземных целей (см. п. 4.11.2) и самолетов противника. Главный судья может остановить атаку наземных целей при помощи команды «Подняться вверх» в случае, если нужно забрать и заново запустить модель. После того, как ситуация становится безопасной, главный судья снова командует: «Атака наземных целей разрешена». Время боя заканчивается  после подачи главным судьей одного длинного сигнала.

 4.2.3.3. Посадка.

 Пилоты могут свободно летать перед линией безопасности и совершить посадку по своему усмотрению. Пилот, совершивший посадку после сигнала окончания боя в зоне посадки, получает 50 очков. Аварийная или досрочная посадка   не дает право на получение очков за посадку. (Дополнительно организаторы могут решить засчитывать посадку только в случае приземления на колеса).  После приземления всех участников начинается подготовительное время для следующей группы.

 4.3. Помощники.

 Каждый участник может иметь одного помощника. Только один помощник может сопровождать пилота на линии пилотов во время боя.

  4.5. Очки за полёт.

 Максимальное полётное время - семь минут. За три секунды нахождения модели в воздухе начисляется одно очко. Время полета фиксируется с момента взлета модели. Очки за полёт начисляются вплоть до максимальной оценки 138 (6 минут:54 секунды).

 4.6. Повторный запуск.

 Количество взлетов в течение боя не ограничено. Если пилот хочет забрать модель из посадочной зоны во время боя, он должен получить на это разрешение главного судьи (см. п. 2.2.2.)  Главный судья обязан предупредить других пилотов и убедиться, что его поняли. Повторный запуск должен быть произведён с того же места что и первый старт. Повторный запуск разрешен только в том случае, если модель произвела посадку в зоне посадки.

 4.7. Замена модели.

 В течение боя разрешается использование одной модели. Новая модель может быть использована в следующем бою. Модель определяется главными частями – крылом и фюзеляжем.

 4.8. Пересечение линий.

 Пересечение линий происходит во время полёта или движения модели по земле. В полёте пересечение считается, когда модель находится чётко над линией. На земле пересечение считается по двигателю. Если модель многомоторная, пересечение считается по любому двигателю, пересекающему линию.

 4.9. Пересечение линии безопасности.

 Если во время соревнований пилот своей моделью пересекает линию безопасности, полетное время останавливается и пилот обязан незамедлительно посадить модель, если она находится в воздухе.  Этот участник получает -200 штрафных очков. После второго пересечения моделью линии безопасности пилот дисквалифицируется с соревнований и теряет право участвовать в этих соревнованиях. При этом все его положительные и отрицательные очки, набранные до момента второго пересечения линии безопасности, сохраняются.

 4.10. Потеря ленты.

 Участник несёт ответственность за взлёт своей модели с полной и распущенной на всю длину лентой. Если после посадки и распутывания лента будет короче первоначальной длины, пилот не  получает +50 очков за сохранение ленты, за исключением случая, когда лента оборвалась при посадке и оторвавшийся конец ленты присутствует. Чтобы получить очки за сохранение ленты модель с лентой должна находиться в воздухе минимум 10 секунд.

 4.11.1. Отруб ленты.

 Участник, отрубивший в воздухе ленту любой модели противника, получает +100 очков. Если на модели повисла часть ленты противника, применяется следующее правило: Отруб повисшей ленты считается как обычный отруб и участник, сделавший отруб получает +100 очков. При этом пилот, которому отрубили часть повисшей ленты, не теряет свои очки за сохранение ленты. Он теряет эти очки только в случае потери части или всей ленты, прикреплённой к его модели. Если в течение одной атаки модели противника сделаны отрубы нескольких лент (прикреплённых и повисших) или нескольких отрубов одной ленты, это считается как один отруб.

 Если в процессе атаки участник делает отруб и таранит самолёт противника во время этой атаки (модель, которой сделан отруб, упала в результате столкновения), отруб не считается и очки за него не начисляются.

 4.11.2. Наземные цели.

 Организаторы соревнований могут установить 4 наземных цели. За поражение цели пилот получает 50 очков. Организаторы определяют направление атаки (по возможности атака должна осуществляться против ветра). Прим: Самолет должен пролететь, не касаясь земли в зоне посадки перед наземной целью.

 4.11.3. Флаги на поле.

 Для организации пролетов над зоной посадки  организаторы соревнований  могут установить два флага. (См. п. 2.1 рис. 1). Внутри зоны между флагами и линией безопасности все модели, атакующие наземные цели и модели противников, должны лететь исключительно прямо. Все самолеты должны облетать флаги.

 (Эти флаги служат также для безопасности. В зоне перед пилотами  модели должны лететь прямолинейно). Атакующий самолет не должен совершать резких эволюций (внутри зоны, ограниченной флагами), чтобы   облегчить отруб ленты.

 4.12. Столкновения.

 Если две или более модели столкнулись в воздухе, действует следующее правило: Участник, чья модель после столкновения может продолжать полёт, может продолжать набирать очки. Никакие очки за столкновение или утешительные очки не начисляются. Полётное время останавливается после касания земли фюзеляжем модели.

 4.13. Уклонение от боя.

 Если пилот уклоняется от боя более 30 секунд, он должен быть предупреждён главным судьёй. Если пилот после предупреждения продолжает уклоняться от боя следующие 30 секунд, он получает штраф за уклонение от боя -50 очков. Пилот, который после первого предупреждения сообщит главному судье о технических проблемах, должен немедленно посадить свою модель в месте и способом безопасном для участников и зрителей.

 4.14. Равенство очков.

 Если после финального боя суммы очков у пилотов одинаковы, побеждает пилот, набравший большую сумму очков в финале. Если и это не помогает, побеждает пилот, набравший большую сумму очков в любом туре, кроме финала.

 4.15.Частоты радиоаппаратуры.

 Каждый участник должен иметь минимум две частоты аппаратуры. Если в финале совпадают частоты, менять частоту должен участник, набравший меньшую сумму очков. Замена частоты должна быть произведена до начала подготовительного времени финала. Участник несёт ответственность за безопасность применённой частоты для других участников боя.

 4.16. Жалобы.

 Если погодные или другие условия являются плохими, или участник выражает недовольство погодными или другими условиями организаторам, организаторы обязаны провести голосование между пилотами для решения вопроса об откладывании или отмене соревнований и способе определения их результатов.

 4.17. Протесты.

 Любой участник может подать протест на решение судей. Протест всегда решается путем проведения голосования среди спортсменов. Решение должно быть вынесено как можно скорее. За принятие протеста необходимо взимать плату. Плата возвращается, если протест удовлетворён.

 5. Судейство

 5.1. Главный судья.

 Главный судья отвечает за соблюдение регламента соревнований. Он также отвечает за нахождение участников за линией безопасности во время полётов моделей. За обманом или же попыткой обмана должна следовать процедура дисквалификации участника. Решения главного судьи должны быть основаны на голосовании пилотов.

 5.2. Судья по безопасности.

 Судья по безопасности отвечает за соблюдение всех правил безопасности на соревнованиях. Этот судья имеет приоритет выше, чем главный судья, когда это касается вопросов безопасности. Судья по безопасности должен предупредить об угрозе безопасности во время боя. Он должен находиться в таком месте, откуда сможет точно и чётко фиксировать пересечение линии безопасности. Он также отвечает за то, чтобы в зонах проведения соревнований находились только люди в защитных шлемах. 

 5.3. Судья пилота.

 Судья пилота обязан записывать очки пилота в его полётный лист и фиксировать полетное время. Кроме того, он регистрирует вместе с судьёй по безопасности пересечение линии безопасности, уклонение от боя,  столкновения и проверяет сохранность ленты после полёта. Судья обязан проверить модель до и немедленно после полета на предмет наличия навешенных частей и кусков лент. Результат работы судьи подтверждается подписью пилота в полётном листе. Если ситуация с оценкой полёта не решена после посадки, решение должно быть принято главным судьёй немедленно.

 

 6. Начисление очков.

 Применяется следующая система начисления очков. Десятичные доли не учитываются.

 6.1. Штрафные и премиальные очки:

 6.1.1 Базовые очки:

Влет с колес
+50
(п. 4.2.3.1. Взлет)
Посадка в зоне посадки после окончания боя
+50
(п. 4.2.3.3. Посадка)
Сохранение собственной ленты
+50
(п. 4.10. Потеря ленты)
Поражение наземной цели
+50
(п. 4.11.2. Наземные цели)
Отруб ленты любому сопернику
+100
(п. 4.11.1. Отруб ленты)
Полётное время, за 3 секунды +1 до
+138
(п. 4.5. Очки за полёт)
Пересечение линии безопасности (в течение всех дней соревнований)
-200
(п. 4.9. Пересечение линии безопасности)
Уклонение от боя
-50
(п. 4.13. Уклонение от боя)

 6.1.2. Дополнительные очки:

Модель – биплан (триплан)
+50
(п. 3.1.2.2. Биплан)
Материал и структура крыла
+30
(п. 3.1.2.3. Структура крыла)
Модель с 4–х тактным двигателем
+20
(п. 3.2.1. Очки за двигатель)
Наличие расчалок
+10
(п. 3.1.4.2. Расчалки и распорки)

 6.1.4 Максимальная сумма дополнительных очков:

 Сумма дополнительных очков не может превышать 100 очков. Дополнительные очки начисляются, только если  самолет взлетал. Нет взлета=нет очков.


Модели воздушного боя СОЮЗ-500 ВЫ МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ И ПРИОБРЕСТИ ПОНРАВИВШУЮСЯ ВАМ МОДЕЛЬ

Модели воздушного боя ACES ВЫ МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ И ПРИОБРЕСТИ ПОНРАВИВШУЮСЯ ВАМ МОДЕЛЬ