Правила

 проведения соревнований в классе «Воздушный бой» радиоуправляемых моделей-копий второй мировой войны ACES  WW2   2014 года.

 1. Воздушный бой радиоуправляемых (РУ) моделей-копий.

 1.1. О соревнованиях. Соревнования по «воздушному бою» проводятся для воссоздания воздушных боёв Второй Мировой Войны в исторической перспективе в виде приятных, безопасных масштабных соревнований моделей-копий самолетов того периода.

 1.2. Общие правила. Все основные положения Правил ФАИ, относящиеся к пилоту, модели, стартовому оборудованию действуют в данном классе, за исключением изменений, приведенных ниже. Участник соревнований лично несет ответственность за летные качества своей модели. Ответственность за контроль используемых частот во время соревнования несут Организаторы и Главный судья.

 1.3. Безопасность. Вопросы безопасности являются приоритетными. Любое поведение участника, расцениваемое Главным судьей соревнований или Организаторами, как опасное ведет к немедленной дисквалификации участника с соревнований. Организаторы вправе попросить любого незнакомого пилота провести тест-полет, дабы он смог продемонстрировать свое умение в управлении моделью для воздушного боя в масштабе 1/12.

 2. Площадка для проведения соревнований.

 2.1. Общая схема. На рисунке показана типичная схема большого аэродрома для проведения соревнований. Для того, чтобы полёты моделей происходили на безопасном расстоянии от линии пилотов используется Линия безопасности. Когда позволяет площадка, Организаторы должны стремиться обеспечить максимальное расстояние между зоной полётов и Защитной сеткой. Рекомендуемые расстояния можно увидеть на рисунке:

 2.2.1. Полётная зона. Полётная зона всегда располагается перед линией безопасности. Запрещается поднимать (забирать) любую модель, приземлившуюся (остановившуюся) во время боя или полёта другой модели, далее границы зоны посадки.

 2.2.2. Зона посадки. Зона посадки ограничена Линией безопасности (см. п. 2.2.3) с одной стороны и границей зоны посадки с другой стороны, и должна быть четко обозначена организаторами.

 2.2.3. Линия безопасности. Линия безопасности расположена параллельно линии пилотов на расстоянии 5 - 10 метров впереди неё. Моделям запрещается летать ближе к Линии пилотов, чем Линия безопасности. Любое пересечение линии безопасности моделью рассматривается на основании п. 4.9. настоящих Правил.

 2.3. Зона пилотов и зона подготовки. Площадки обслуживания моделей расположены с промежутками 3 - 5 метров между пилотами. Линия готовности расположена параллельно Линии пилотов на расстоянии 10 метров позади нее. Все пилоты и механики должны находиться за этой линией перед началом боя. В случае ограниченной площадки разрешается использовать линию безопасности в качестве линии готовности (см. рис. 1)

 2.4. Зрители. Зрители должны быть расположены на безопасном расстоянии (по крайней мере 40-60 метров) от линии безопасности, или защищены специальными защитными устройствами, например, сеткой. Пространство, защищённое сетью, имеет ширину, равную высоте сетки и длину, равную длине сетки. Это означает, что при сетке высотой 3 м, безопасной является площадка позади сетки на расстоянии не более 3 м от нее. Причём первый метр от сети считается небезопасным. Вся остальная территория в пределах 60 м от линии безопасности должна быть ограждена и доступ в нее разрешен только при наличие защитного шлема.

 2.5. Медицинская помощь. На площадке для проведения соревнований должно быть указано место для оказания первой медицинской помощи. На этом месте необходимо наличие основных принадлежностей для оказания первой медицинской помощи.

 3. Оборудование.

 3.1. Модель. Модель должна быть копией или полукопией военного самолета, построенного между 1935 и 1945 г.г. Прототип должен иметь двигатель мощностью минимум 500 л.с. Модель выполняется в масштабе 1:12 и не должна иметь отклонений по размаху и длине фюзеляжа более 5% от прототипа. Длина фюзеляжа измеряется между крайней передней точкой фюзеляжа и задним его краем. Также, возможно измерение длины фюзеляжа от задней плоскости воздушного винта (винтов), если таковые имеются. Профиль крыла должен иметь относительную толщину не менее 10% или более. Никакие выступающие элементы не допускаются на передней кромке крыла, стабилизатора и киля. Приспособления для отруба ленты ограничены расстоянием 297мм (лист А4) в каждую сторону от фюзеляжа (или от мотогондол у многомоторных моделей) в направление к законцовке крыла. Все остальные размеры не должны отличаться более чем на 2 см от оригинального чертежа. Вид крыла спереди: если прототип в масштабе 1:12 имел изгиб линии крыла более 20мм. модель должна быть построена с учётом вида прототипа. Вид крыла сверху: если прототип имел сложную форму крыла в плане, имеющую отклонения от прямой трапеции более 20мм. модель должна быть построена с такой же формой крыла и отклонениями в пределах 20мм. Смотри приложение 3.1 с примерами. Модель должна выглядеть подобно (аналогично) прототипу, включая окраску и маркировку. Участник должен представить опубликованный чертеж прототипа в трех проекциях в масштабе минимум 1:72 для подтверждения размеров своей модели. Участник не обязан быть строителем модели.

 3.2. Двигатель. Все двигатели должны быть оснащены карбюраторами. Используемые карбюраторы не могут быть доработаны с целью увеличения мощности двигателя. Все двигатели должны быть оснащены глушителями. Максимальная длина глушителя 140мм. Патрубки и резонансные трубы не могут быть использованы. Глушитель должен быть расположен прямо напротив головки цилиндра без использования соединительной трубы. Исключением являются фирменные глушители для двигателей MVVS .15 и .21 с задним выхлопом. Удлинительные части могут использоваться для вынесения выхлопа глушителя за обводы фюзеляжа. Пилот должен иметь возможность выключить свой двигатель в воздухе независимо от положения модели и высоты ее полета. Применение резонансной выхлопной трубы разрешено только на моделях с импеллерной установкой.

 3.3. Объем двигателя. Если прототип имел размах менее 12 метров, то на модели можно использовать двухтактный двигатель объемом не более 2,5 см3 (.15) или четырехтактный двигатель объемом не более 4.89 см³ (.30). Если прототип имел размах крыла минимум 12 метров и модель имеет размах минимум 1 метр, но площадь крыла прототипа составляла менее 25 м2, то на модели можно использовать двухтактный двигатель объемом не более 3,5 см³ (.21) или четырёхтактный двигатель объёмом не более 4.89 см³ (.30). Если прототип имел размах крыла минимум 12 метров и площадь крыла минимум 25 м2, и модель имеет размах минимум 1 метр, разрешено использовать двухтактный двигатель не более 4,08 см³ (.25). На многомоторных моделях разрешается использовать двигатели не более 2.5 см³ (.15) и модель должна иметь такое же количество двигателей, что и на прототипе. Одномоторные модели с импеллерами могут использовать двигатель объёмом не более 4,08 см³ (.25). Если прототип имел два и более воздушных винта, размещённых в разнесенных друг от друга местах, на модели должно быть соответствующее количество двигателей и воздушных винтов. Электродвигатели могут быть использованы в соответствии с п. 3.4.Е

 3.4. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Обороты и воздушные винты. Следующая таблица регламентирует максимальные обороты двигателя, применяемые размеры воздушных винтов, а также вес модели. Максимальный винт, который можно использовать, определяется  суммой диаметра и шага (СДШ) в дюймах.

Класс двигателя

Обороты ДВС двигателя

СДШ

Min сухой вес (без топлива)

Max вес

.10

 

 

500 гр

1500 гр

.15

17 000

12

700 гр

1500 гр

.21

15 500

13

900 гр

1500 гр

.25

15 500

14

1000 гр

1500 гр

.25

Один импеллер

 

700 гр

1500 гр

.30 (4 такта)

13 000

15

900 гр

1500 гр

Многомоторная модель

 

 

1200 гр

1700 гр

 3.4.Е Электродвигатели: Обороты и воздушные винты. Электродвигатели могут использоваться для замены вышеуказанных ДВС. Любая модель с электродвигателем должна иметь возможность, в случае чрезвычайной ситуации, быстрого отключения аккумулятора (батареи) от регулятора оборотов без применения инструментов или разбора модели. Все электрические силовые установки должны давать возможность полета в бою на полном газу в течение 450 секунд. (В случае если будет обнаружено, что силовая установка модели использует слишком много энергии, то пилот этой модели получает наказание в виде 0 положительных очков за тур). Энергия ограничивается количеством Ватт/ч (Ватт в час). Все электрические силовые установки ограничены по максимальным оборотам и  шагу пропеллера. Сумма потока винта (СПВ) помогает ограничить максимальную скорость модели. СПВ считается как произведение максимальных оборотов на шаг винта в дюймах.

Класс двигателя

Мax энергия

Max диаметр пропеллера

СПВ

Min сухой вес

Max вес

.10

30 Ватт/ч

9 дюймов

72 000

500 гр

1500 гр

.15

40 Ватт/ч

9 дюймов

72 000

700 гр

1500 гр

.21

50 Ватт/ч

10 дюймов

72 000

900 гр

1500 гр

.25

67 Ватт/ч

11 дюймов

72 000

1100 гр

1500 гр

.25

Один импеллер

 

72 000

700 гр

1500 гр

Двухмоторная модель с двигателями 0.10 класса

2 х 30 Ватт/ч

9 дюймов

72 000

1000 гр

1700 гр

Двухмоторная модель с двигателями 0.15 класса

2 х 40 Ватт/ч

9 дюймов

72 000

1400 гр

1700 гр

Прочие многомоторыне модели

67 Ватт/ч

11 дюймов

72 000

1200 гр

1700 гр

 Для трехмоторной модели возможно применение мотоустановок в составе одного двигателя 0,15 класса  и двух 0,10 класса. Применение трех мотоустановок  0,15 запрещено.

 3.4.1. Измерение частоты вращения двигателя. Измерение частоты вращения двигателя может быть проведено по усмотрению Организаторов или Судей. Любое измерение должно быть проведено до полёта во время подготовительного времени. Обороты двигателя измеряются при полностью открытой заслонке карбюратора и с положением иглы регулировки подачи топлива, используемой на соревновании. Судья должен иметь полный доступ к двигателю/модели и передатчику. Участник несёт ответственность за соответствие частоты вращения его двигателя при измерении ее тахометром Организаторов.

 3.4.2. Превышение допустимой частоты вращения двигателя. Пилот несёт ответственность за соответствие частоты вращения его двигателя допустимой с момента готовности к полету. Если при контрольном измерении частота вращения больше допустимой на 100 об/мин. или более, пилот получает штраф – 50 очков. Штраф заносится в его полётный лист данного тура. Пилот должен привести частоту вращения к значению, не превышающему разрешенный уровень, до старта. После этого регулировка двигателя запрещена без разрешения судьи.

 3.4.3. Воздушные винты. Допускается применение воздушных винтов, коммерчески доступных в стране проведения соревнования. «Коммерчески доступен» означает, что винт может быть приобретён в нормальном модельном магазине. Все винты должны быть безопасны для использования. Так применение для поршневых двигателей винтов, предназначенных для электролётов недопустимо.

 3.6. Лента. Лента должна быть длиной 12 ±0.5 м и шириной 10 - 15 мм. Материал ленты должен обеспечивать возможность её отрубов и быть влагостойким. Лента должна быть маркирована с обоих концов приблизительно по 50 см. Конец ленты, привязанный к модели, должен быть виден.

 3.7. Защитный шлем. Защитный шлем должны иметь все участники соревнований, помощники, судьи и зрители, находящиеся в зоне между линией безопасности и линией зрителей. Шлем должен выдерживать столкновение с летящей моделью.

 3.8. Радиооборудование. Все участники должны продемонстрировать работоспособность радиоаппаратуры главному судье соревнований. Участник несёт ответственность за работоспособность своей радиоаппаратуры.

 3.9. Система стабилизации полета. Все электронные системы стабилизации полета модели запрещены.

 4. Соревнования.

 4.1. Структура. В каждом бою принимают участие от 2 до 7 пилотов, которые летают друг против друга. Туром называется ряд боёв, в которых каждый участник совершает один полёт. По окончании тура состав групп меняется, чтобы каждый участник встретился в бою с наибольшим количеством соперников в течение соревнований. Количество туров на соревнованиях определяется организаторами и должно быть указано в приглашении и положении о соревнованиях. Рекомендуемое количество туров – 3. Эти туры называются отборочными турами. Соревнования также состоят из финала, который проводится, после того как проведены все отборочные туры. В финале принимают участие 7 пилотов, набравших максимальное количество очков в отборочных турах. Результаты финала суммируются с результатами отборочных туров и пилот, имеющий максимальную сумму очков, становится победителем соревнований.

 4.2. Бой. Бой состоит из трех частей:

 — подготовительное время;

 — готовность;

 — воздушный бой.

 4.2.1. Подготовительное время. Продолжительность подготовительного времени устанавливается организаторами. Рекомендуемое подготовительное время 7 минут. Начало подготовительного времени обозначается главным судьей при помощи тройного сигнала и объявления: «7 минут до готовности». Во время подготовительного времени участники могут осуществлять тестовые полеты, а также производится замер частоты вращения двигателей. За 30 секунд до окончания подготовительного времени, главный судья подает двойной сигнал и объявляет «30 секунд до готовности».

 4.2.2. Готовность. Команда «Готовность» объявляется сразу после окончания подготовительного времени. По команде «Готовность» пилоты и помощники должны находиться на Линии готовности. Все оборудование (модели, инструменты, передатчики и т.п.) остается на площадках обслуживания. Двигатели моделей не должны работать. Продолжительность готовности регламентируется главным судьей.

 4.2.3. Воздушный бой. Бой начинается по команде “Начало боя”, подаваемой главным судьёй одиночным длинным звуковым сигналом. Пилоты и помощники могут бежать к своим моделям, запускать двигатели и взлетать. Бой заканчивается по команде “Конец боя”, подаваемой главным судьей одиночным длинным звуковым сигналом. После этой команды пилоты должны пилотировать перед линией безопасности и совершать посадку по своему усмотрению. После приземления всех участников начинается Подготовительное время для следующей группы участников.

 4.3. Помощники. Каждый участник может иметь одного помощника. Только один помощник и пилот (на каждую модель) могут находиться на линии пилотов во время полёта.

 4.4. Взлёт. Взлет модели разрешен исключительно между Стартовым местом пилота и Линией безопасности. Участник несёт ответственность за взлёт с полной и распущенной на всю длину лентой. Если в момент первого взлёта лента повреждена (не полностью распущена) или оторвалась (оторвана частично или полностью) очки за полетное время, сохранение ленты и отрубы не начисляются. Пилот должен посадить модель и заменить ленту.

 4.5. Очки за полёт. Максимальная продолжительность боя составляет 7 (семь) минут. За каждые три секунды полета начисляется одно очко. Полётные очки начисляются с первой секунды полёта. Очки за полёт начисляются вплоть до максимальной оценки 138 (6:54)Смотри приложение 4.5.

 4.6. Повторный взлёт. Количество взлетов в течение боя не ограничено. Если пилот собирается забрать модель из Зоны посадки (см. п. 2.2.2.) во время боя, он должен получить на это разрешение главного судьи. Главный судья обязан предупредить других пилотов и убедиться, что его поняли. Повторный взлет разрешен только в том случае, если модель произвела посадку (остановилась) в Зоне посадки. Если модель при посадке модель пересекла Линию безопасности, то пилот имеет права на повторный взлет, если это не противоречит п. 4.9 настоящих Правил.

 4.7. Замена модели. В течение боя разрешается использование только одной модели. Новая модель может быть использована в следующем бою. Модель определяется главными частями – крылом и фюзеляжем.

 4.8. Пересечение линий. Пересечение линий происходит во время полёта или движения модели по земле. В полёте пересечение считается, когда модель находится чётко над линией. На земле пересечение считается по двигателю. Если модель многомоторная, пересечение считается по любому двигателю, пересекающему линию.

 4.9. Пересечение линии безопасности. Если во время соревнований модель пересекает линию безопасности - время полета останавливается,  пилот обязан посадить модель. пилот получает -200 штрафных очков. После повторного пересечения моделью линии безопасности пилот дисквалифицируется с соревнований и должен немедленно посадить модель, если она в воздухе или не имеет права на повторный взлет. При этом все его положительные и отрицательные очки, набранные до момента второго пересечения линии безопасности, сохраняются. Это правило распространяется на любые полеты моделей по любой причине и действует с момента официального открытия соревнований и до момента их официального закрытия представителем организаторов.

 4.10. Потеря ленты. Если после посадки на модели отсутствует лента или лента неполной длины (отсутствует метка на конце ленты) то лента засчитывается как потерянная и пилот не получает очки за сохранение ленты, за исключением случаев, когда лента оборвалась при посадке и оторвавшийся конец ленты присутствует. Чтобы получить очки за сохранение ленты модель с лентой должна находиться в воздухе минимум 10 секунд.

 4.11. Отруб ленты. Участник, отрубивший в воздухе ленту любой модели противника, получает +100 очков.Если на модели повисла часть ленты противника, применяется следующее правило: Отруб повисшей ленты считается как обычный отруб и участник, сделавший отруб получает +100 очков. При этом пилот, которому отрубили часть повисшей ленты, не теряет свои очки за сохранение ленты. Он теряет эти очки только в случае потери части или всей ленты, прикреплённой к его модели. Если в течение одной атаки модели противника сделаны отрубы нескольких лент (прикреплённых и повисших) или несколько отрубов одной ленты, это считается как один отруб. Если в процессе атаки участник делает отруб и таранит самолёт противника во время этой же атаки, и модель, которой сделан отруб, упала в результате столкновения, отруб не засчитывается и очки за него не начисляются.

 4.12. Столкновения. Если две или более модели столкнулись в воздухе, действует следующее правило: Участник, чья модель после столкновения может продолжать полёт, может продолжать полет и набирать очки. Никакие очки за столкновение или утешительные очки не начисляются. Полётное время останавливается после касания земли фюзеляжем модели.

 4.13. Уклонение от боя. Если пилот уклоняется от боя более 30 секунд, он должен быть предупреждён главным судьёй. Если пилот после предупреждения продолжает уклоняться от боя следующие 30 секунд, он получает штраф за уклонение от боя -50 очков. Пилот, который после первого предупреждения сообщит главному судье о технических проблемах, должен немедленно посадить свою модель в месте и способом безопасном для участников и зрителей.

 4.14. Равенство очков. Если после финального боя сумма очков у двух пилотов равна, побеждает пилот, набравший большую сумму очков в финале. Если и это не помогает, побеждает пилот, набравший большую сумму очков в любом туре кроме финала.

 4.15. Частоты радиоаппаратуры. Каждый участник должен иметь минимум две частоты аппаратуры. Если в финале совпадают частоты, менять частоту должен участник, имеющий меньшую сумму очков. Замена частоты должна быть произведена до начала подготовительного времени финала. Подготовительное время начинается после замены частоты аппаратуры. Участник несёт ответственность за безопасность новой частоты для других участников финала.

 4.16. Жалобы. Если погодные или другие условия являются плохими, или участник выражает недовольство погодными или другими условиями организаторам, организаторы обязаны провести голосование между пилотами для решения вопроса об откладывании или отмене соревнований и способе определения их результатов.

 4.17. Протест. Любой участник может подать протест на решение судей. Решение по протесту всегда должно приниматься коллегией судей соревнований. Решение должно быть вынесено как можно скорее. За подачу протеста необходимо взимать плату. Плата возвращается, если протест удовлетворён.

 5. Судейство.

 5.1. Главный судья. Главный судья отвечает за соблюдение регламента соревнований. Он также отвечает за нахождение участников позади линии безопасности во время полётов моделей. Главный судья несёт ответственность за дисквалификацию спортсменов в случае нарушения ими данных Правил. Решения главного судьи, по вопросам, не определенным настоящими Правилами, должны быть основаны на голосовании пилотов.

 5.2. Судья по безопасности. Судья по безопасности отвечает за соблюдение всех правил безопасности на соревнованиях. Этот судья имеет приоритет выше, чем главный судья, когда это касается вопросов безопасности. Судья по безопасности должен предостерегать от опасности травмирования во время боя. Он должен находиться в таком месте, откуда сможет точно и чётко фиксировать пересечение линии безопасности. Он также отвечает за то, чтобы в зоне боёв не находились люди без защитных шлемов или они были удалены от линии безопасности на расстояние не менее 60 метров.

 5.3. Судья при участнике. Судья при участнике  обязан записывать очки пилота в его полётный лист и фиксировать время нахождения модели пилота в воздухе. Кроме того, Судья при участнике регистрирует вместе с Главным судьёй пересечение Линии безопасности, уклонение от боя и столкновения и проверяет ленту после полёта. Судья обязан проверить модель до и немедленно после боя на предмет наличия навешенных частей и кусков лент. Результат работы судьи подтверждается подписью пилота в полётном листе. Если ситуация остается неясной после посадки, решение должно быть принято немедленно Главным судьёй.

 6. Начисление очков. Применяется следующая система начисления очков. Десятичные доли не учитываются.

 6.1. Штрафные (отрицательные) и премиальные (положительные) очки:

 — пересечение линии безопасности (в течение всех дней соревнований) -200;

 — повторное пересечение линии безопасности (в течение всех дней соревнований) -200;

 — уклонение от боя -50;

 — превышение допустимой частоты вращения двигателя -50;

 — сохранение собственной ленты +50;

 — отруб ленты любому сопернику +100;

 — полётное время, за 3 секунды +1, до +138.


Модели воздушного боя СОЮЗ-500 ВЫ МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ И ПРИОБРЕСТИ ПОНРАВИВШУЮСЯ ВАМ МОДЕЛЬ

Модели воздушного боя ACES ВЫ МОЖЕТЕ ЗАКАЗАТЬ И ПРИОБРЕСТИ ПОНРАВИВШУЮСЯ ВАМ МОДЕЛЬ